интервью: "российский парфюмерно-косметический рынок - один из самых быстрорастущих" - ференц дер
согласно экспертным оценкам, на сектор прямых продаж приходится почти треть всего российского парфюмерно-косметического рынка. в интервью корреспонденту анне рябовой генеральный директор компании avon в россии и казахстане ференц дер рассказал о специфике российского рынка, конкурентах компании и о том, как изменится avon после глобального ребрендинга, в который компания вкладывает 340 млн долл.
- в чем, на ваш взгляд, особенность российского косметического рынка и сегмента прямых продаж? корректируется ли как-то глобальная стратегия avon с учетом этих особенностей?
- российский парфюмерно-косметический рынок - один из самых быстрорастущих в мире. в европе рост рынка составляет около 6% в год, в то время как в россии можно говорить о двухзначных темпах роста. по данным euromonitor, в 2004 году эта цифра составляла 15%, а в 2006-м - 12%. аналитики оценивают потенциальную емкость российского парфюмерно-косметического рынка в 15-18 млрд долл. в год. но этот уровень будет достигнут только через десять лет. сейчас же объем рынка составляет пока 7 млрд долл. мы также высоко оцениваем перспективы развития индустрии прямых продаж в россии: за три года, с 2002-го по 2004-й, индустрия прямых продаж набрала небывалые темпы роста: объем продаж за этот период увеличился на 380%. поэтому, конечно, подобная ситуация предоставляет большие возможности для развития бизнеса компании в россии.
- как сказались изменения в российском законодательстве, касающиеся оборота спирта, на работе российского офиса? удалось ли компании адаптироваться к новым правовым нормам?
- после вступления в силу отдельных положений федерального закона "о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции" многие компании столкнулись со значительными проблемами. согласно закону все российские производители и продавцы парфюмерии и косметики должны были до 1 июля 2006 года приобрести лицензии на производство и продажу спиртсодержащей продукции, а также установить и запустить систему контроля единой государственной автоматизированной информационной системы (егаис). мы одними из первых получили все необходимые лицензии и успешно работаем в новых условиях.
- avon стала существенно больше тратить на маркетинг и рекламу - в 2005 году маркетинговый бюджет вырос на 50% по сравнению с 2004 годом. продолжилась ли эта тенденция в 2006 году? какой был размер бюджета на маркетинг в прошлом году и какова доля в нем россии?
- в 2006 году глобальные расходы avon на рекламу выросли на 50% по сравнению с 2005 годом. в обнародованном в прошлом году плане преобразований avon также заявила об увеличении расходов на рекламу, в особенности на ключевых рынках.
- avon намерена и дальше увеличивать расходы на рекламу?
- да, в следующем году инвестиции в рекламу в масштабах корпорации будут увеличены более чем в два раза по сравнению с 2005 годом. в 2007 году avon планирует инвестировать в глобальный ребрендинг 340 млн долл., что на 35% больше, чем затраты на рекламу в 2006 году.
- а в чем будет заключаться этот глобальный ребрендинг? avon поменяет название?
- avon не меняет свое название, меняется наш стиль. новый образ avon подчеркивает наше стремление к моде, красоте и современности. глобальная концепция "hello tomorrow - улыбнись новому дню!" распространится на все коммуникационные каналы avon, включая рекламу, каталоги, интернет-сайт, а также рекрутинговые и справочные материалы для тех, кто сотрудничает с компанией. мы хотим показать, что avon открывает новые возможности во всем - от преимуществ бизнеса с avon и инновационной продукции до наших новых инициатив в благотворительности, которые, я уверен, станут примером для многих компаний в россии.
- корректируется ли маркетинговая стратегия avon в каждой стране? выпускает ли компания какую-то продукцию специально для россии?
- мы ведем постоянное изучение потребностей женщин во всем мире, в том числе и в россии, стремимся предугадывать их потребности, выпуская новые продукты. в год по всему миру разрабатывается порядка 30 тыс. новых концепций продуктов только в категории декоративной косметики, тогда как ранее эта цифра составляла 10-12 тыс. мы можем смело говорить, что мнение российских женщин давно уже учитывается нами. потребности российских женщин в каких-либо специальных продуктах наши исследования пока не выявили. однако если такая необходимость возникнет, у нас есть все возможности, чтобы незамедлительно отреагировать на появляющийся спрос.
- шведская компания oriflame столкнулась с определенными трудностями при открытии своего завода в россии, в то время как завод avon работает в россии с 2004 года. удалось ли компании воспользоваться этим преимуществом, чтобы оторваться от конкурента и увеличить долю рынка?
- avon раньше других международных компаний, специализирующихся на прямых продажах, открыла производство в россии. за счет этого мы, конечно же, получили возможность быстрее и эффективнее удовлетворить спрос российских потребителей. кроме того, как и маркетинг, логистика является полем для конкурентной борьбы, и не только на парфюмерно-косметическом рынке. более двух лет назад avon открыла завод в наро-фоминске, который поставляет нашу продукцию на рынки россии, украины, казахстана и киргизии. таким образом, с открытием производства в россии нами были решены проблемы, связанные с дополнительными издержками по ввозу продукции из-за рубежа.
- а новый завод строить не планируете? или существующих мощностей пока достаточно?
- в течение пяти лет планируется фактически удвоить объем производства продукции. согласно долгосрочной стратегии развития российский завод avon в течение семи-восьми лет увеличит объем производства более чем в четыре раза, до 500 млн единиц продукции в год.
- кого вы считаете своим основным конкурентом в россии - oriflame и faberlic, использующие прямые продажи, или же игроков в традиционных розничных форматах?
- во всем мире компании прямых продаж развиваются быстрее, чем компании розничной торговли, но мы конкурируем со всеми основными игроками парфюмерно-косметического рынка, будь то прямые продажи или розница. аvon является лидирующей компанией на российском косметическом рынке в декоративной косметике, средствах по уходу за кожей и некоторых других категориях. конечно, так было не всегда, мы долго шли к этому результату. мы уважаем всех наших конкурентов и рады приходу новых игроков индустрии прямых продаж на российский рынок, потому что они усиливают интерес к нашему методу. и если глобальные игроки приходят в россию, значит, индустрия прямых продаж растет высокими темпами.
© рбк daily